Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Цель: организация коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.

Направления работы:

1.     Осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребёнка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи.

2.     Создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.

3.     Формирование общих способностей к учению с целью усвоения учащимися программного материала.

4.     Повышение уровня интеллектуального развития детей за счёт развития психических процессов, формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля у детей.

5.     Разработка и реализация перспективных планов работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учётом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей.

6.     Консультирование педагогов учреждения образования, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.

 


Ребёнку 6-8 лет требуется помощь дефектолога, если он:

1) плохо различает и воспроизводит звуки;

2) с трудом учит стихи;

3) путается в порядке следования времён года и дней недели;

4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном – три;

5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;

6) плохо ориентируется в понятиях “право – лево”;

7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;

8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

 


 

Если наугад спросить нескольких взрослых людей о том, кому, на их взгляд, нужна помощь логопеда, большинство ответит: «Тому, кто плохо выговаривает звуки, картавит, шепелявит». Действительно, нарушения произносительной стороны речи наиболее заметны для окружающих. Если ребёнок нечётко, неправильно говорит, то и педагоги, и родители, и другие взрослые обращают на это внимание и понимают: пора вести ребёнка к логопеду. Но нарушения звукопроизношения очень ярко проявляют себя в дошкольном возрасте.

К нарушениям звукопроизношения у ребёнка школьного возраста взрослые относятся по-разному. Если звук нарушен не слишком явно, то некоторые родители не обращают на это внимания или даже не замечают таких нарушений, и очень удивляются, когда логопед сообщает им, что ребёнок произносит звук р горлышком, или свистящие звуки с межзубным положением языка. Встречаются родители, которые отказываются от помощи школьного логопеда, мотивируя это тем, что «вот недавно по телевизору выступал известный депутат (учёный, политик и т.п.), который тоже не выговаривает р и ничего, сразу видно, что умный человек и многого достиг в жизни».

Действительно, так ли уж важно, все ли звуки ученик произносит чётко и правильно, если он не собирается, например, стать в будущем педагогом, артистом или диктором центрального телевидения?

Например, у поступившего в школу первоклассника наблюдается нарушение звукопроизношения 2 – 3 групп звуков. Ребёнок говорит «лабота» вместо «работа», «вампа» вместо «лампа», «шабака» вместо «собака». У такого ученика велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку и чтению, так как он будет писать и читать так, как говорит. И появятся в школьной тетради так называемые «логопедические ошибки»: «павка» вместо «палка», «белёза» вместо «берёза», «Шаша» вместо «Саша». Знакомая картина для многих учителей, не правда ли? Русский язык как предмет сам по себе достаточно труден для усвоения, ведь требуется запомнить множество понятий, правил, словарных слов. А если у маленького ученика имеется речевое недоразвитие, то без специальной логопедической помощи он просто обречен на неуспеваемость.

Педагоги знают, что если в диктанте ребёнок допустит 1 – 2 орфографические ошибки, то он получит оценку «4». А если к этим 1 – 2 ошибкам неизбежно прибавятся 4 – 5 «логопедических», то это уже «двойка» и хроническая неуспеваемость по русскому языку. Такого печального исхода событий можно избежать, если оказать первокласснику необходимую помощь с первых дней обучения в школе. С таким ребёнком надо проводить в первую очередь работу по коррекции звукопроизношения, а затем по дифференциации смешиваемых звуков на слух и соответствующих букв при письме и чтении.

В своей практике мы используем такой вид работы, как консультационная помощь. Взрослые с ребёнком приходят к нам на консультацию 1 раз в неделю или в 2 недели, получают задания и ежедневно сами проводят занятия с ребёнком, уже используя как наши рекомендации, так и различные самоучители по логопедии. Как показывает опыт, таких консультаций требуется не менее 10, чаще от 20 до 40.

Уважаемые читатели! Коррекция нарушений звукопроизношения – это очень специфический раздел логопедии, требующий специальных знаний по анатомии органов речи, неврологии, логопедии. Поэтому, если есть такая возможность, коррекцией этих нарушений должен заниматься всё-таки специалист, при активном участии родителей и педагогов.

Часто на практике встречаются такие случаи, когда ребёнок уже правильно произносит все звуки, а в диктантах допускает до 30 ошибок. Это и ошибки на знание грамматических правил, и пропуски букв, и замены букв и слогов, и искажение слов, неправильные окончания, слитное написание слов в предложении. Нуждается ли такой ребёнок в помощи логопеда? Или с ним просто надо побольше заниматься русским языком, повторять правила, писать диктанты?

Перечисленные ошибки чаще всего являются следствием таких серьёзных речевых нарушений, как фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи. В этих случаях без специальной помощи ребёнок не будет усваивать учебный материал по русскому языку, чтению и другим предметам. Многие учителя начальных классов понимают, что ни традиционные «работы над ошибками», ни многократное переписывание одних и тех же заданий, ни совет «читать как можно больше» не дают в таких случаях желаемого результата. Лишь специальная, целенаправленная работа над формированием навыков звукобуквенного и слогового анализа слов, развитие фонематического восприятия, зрительно-пространственных представлений, умения различать сходные по акустико-артикуляционным и оптико-моторным признакам звуки и буквы, обогащение словарного запаса и нормализация фразовой речи у ребёнка, позволят устранить так называемые «логопедические ошибки» и дадут возможность успешно усваивать программный материал.

Подводя итог, скажем, что в среднем 25 – 30% младших школьников для формирования правильной речи и успешного овладения письмом и чтением нуждаются в логопедических занятиях. При отсутствии логопедической помощи мы наблюдаем целый ряд негативных явлений, таких как школьная неуспеваемость, и, как следствие, нежелание учиться, низкая самооценка у ребёнка, конфликты с учителем и родителями, школьные неврозы.